Главная Форум Почтовый ящик №27 Наши Леди Друзья сайта Обратная связь Вход
 
 

[ Последние сообщения · Участники · Правила форума · Правила размещения рекламы · Поиск

 

Приветствуем!
Приветствуем Вас, гость!


Ladycity на Facebook


LadyCity.lv


Мини-чат

Последнее в форуме
  • Пить или жить?
  • Полезности автолюбител...
  • Вышивка
  • А что, "Динамо&qu...
  • Велопрогулки и велопох...
  • Детские кроватки
  • Как раскрутить свой са...
  • О какой машинке мечтае...
  • ваши любимые духи
  • Сделай сам(а)! ...себе...

  • Популярные темы
  • Что готовим сегодня?
  • Последний слог наобо...
  • Ассоциации
  • Три кусОчека колбаск...
  • Любимая скотинка.
  • сад,огород
  • синема, синема, сине...
  • Ассоциации 3
  • Нас лихорадит от вам...
  • Проходим комнаты

    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Криська  
    Леди Сити » Леди и фото » Леди с фотоаппаратом » Свет для фотосъёмки
    Свет для фотосъёмки
    КриськаДата: Суббота, 23 Января 2010, 18:28:26 | Сообщение # 1
    Само совершенство
    Сообщений: 9456
    Награды: 88
    Статус: За городом
    Свет для фотосъёмки

    Вы живете при свете, вы произносите это слово по десять раз на дню, но редко задумываетесь о том, насколько он действительно значим для фотографии... И совершенно напрасно! У света множество характеров, оттенков и тонов. И знание того, как из них можно извлекать пользу при фотосъемке, позволит продвинуть свои работы на совершенно новый уровень.

    Среди некоторых фотографов бытует мнение, что свет бывает либо «плохим», либо «хорошим» . То есть выглянув с утра в окно и убедившись в том, что при „такой погоде" от освещения ждать милостей не приходится, они тут же высказывают все, что думают про „эту погоду", и, прокляв напоследок невезение, убирают камеру в шкаф. Подождите с выводами! Давайте уточним: свет не бывает „хорошим" или „плохим" — он бывает подходящим или неподходящим для данного объекта съемки.

    Свет — один из важнейших элементов снимка, и не надо считать эту фразу избитой. Ведь даже имея всё возможное и невозможное фото оборудование, без света (а точнее, правильного света) вы ничего не добьетесь. Само слово „фотография" — производное от двух греческих корней: „фотос" (свет) и „графо" (пишу), то есть вместе получается нечто вроде „расписываю светом". Да, именно этими словами и можно описать суть фотографии.

    Один из способов научиться видеть свет — это постоянно обращать внимание на его нюансы. Даже если вы и не собираетесь сейчас ничего фотографировать, обратите внимание на то, как красиво освещена задняя стена дома, как лучи проходят сквозь маленькое чердачное окошко или как их рассеивает листва деревьев. Собирайте, запоминайте, сохраняйте картинки в памяти — эти знания пригодятся вам во время съемки.

    „С переменным углом отражения "
    Самое замечательное качество света состоит в том, что он всегда разный. Его основные параметры — контрастность, интенсивность, оттенок и угол падения — повторяются редко. И это прекрасно! Есть одно правило, касающееся света: количество в данном случае не переходит в качество. Много не всегда значит хорошо, даже, скорее, наоборот. Лучше, когда света мало, но он правильно направлен, чем когда его много и он беспорядочно рассеян.

    Казалось бы, что может быть лучше для съемки, чем солнечные летние дни, — яркое солнце дает возможность использовать маленькие значения диафрагмы и короткие выдержки. Но в полуденные часы все одинаково залито прямым солнечным светом, что означает отсутствие теней, а следовательно, изображение получается скучным и плоским. Поэтому старайтесь не снимать в полдень, когда тени не только маленькие, но и очень глубокие. Лучше фотографируйте рано утром или вечером, когда солнечные лучи падают под более острым углом и дают более длинные и фотогеничные тени.

    В зимние месяцы солнце стоит низко на протяжении всего дня — такое освещение хорошо подчеркивает текстуру и орнаменты. Это самое время заняться съемкой различных памятников архитектуры, как целиком, так и их отдельных деталей (например, каменной резьбы). То же относится и к пейзажам. Зимой нет листвы и травы, так что именно в это время года можно отлично зафиксировать особенности ландшафта. Очень важно и то, как свет падает на объект съемки: чем острее угол падения, тем детальней будет снимок.

    Еще стоит запомнить, что свет в полдень, хоть и кажется нейтральным, может иметь прохладный голубоватый оттенок, особенно если съемка проходит в тени. Чем ближе к рассвету или закату, тем теплее оттенок света, и тем, соответственно, отчетливей будут прорисовываться такие детали как каменная кладка. Не забывайте, что свет в кадре полностью определяет настроение фотографии. Обратите внимание, как меняются показатели на экмпонометре по мере передвижения камеры из одного угла композиции в другой.

    Портретная съемка.
    Особенно важно, как вы расположите модель по отношению к источнику света (при работе в студии это тоже очень важно). Если вы поставите модель лицом к солнцу, а сами встанете к нему спиной, то, во-первых, она будет щуриться, а во-вторых, у нее под глазами, носом и подбородком появятся некрасивые тени. Если же расположить модель боком к источнику света, то половина ее лица будет выразительно освещена, зато другая окажется в тени. Но ситуацию может спасти рефлектор, установленный так, чтобы свет отражался и подсвечивал затененные участки.

    Что касается отражателя, то искать, где и как он должен быть расположен, приходится методом проб и ошибок. Двигайте его вокруг модели, поднимайте и опускайте, подносите ближе и отодвигайте — на ваших глазах тени будут меняться. Чаще всего фотографы хотят, чтобы рефлектор стоял как можно ближе к модели, но при этом не попадал в кадр. При портретной съемке он должен быть наклонен под углом в 45 градусов. Если вы работаете без ассистента, а на портрете должны быть только лицо и плечи модели, рефлектор можно положить к ней на колени. Кстати, это даст ей возможность занять руки и отвлечет от самого процесса съемки. То есть раскрепостит.

    Как уже говорилось, количество света не переходит в качество, и больше всего это правило подходит к портретной съемке. Фотографировать людей лучше всего при направленном рассеянном свете: например, в солнечный день с легкими кучевыми облаками на небе, а в помещении — возле большого окна, занавешенного тюлем. То есть получается, что объект съемки полностью освещен, но тени при этом остаются мягкими.

    К сожалению, условия не всегда идеальны, поэтому результаты съемки зачастую огорчают. Если же свет слишком яркий, попытайтесь найти затененный участок — под деревом или навесом. „Отрезая" верхний свет, вы можете быть уверены в избавлении от теней под глазами, носом и подбородком. В результате весь свет поступает спереди и с боков, что дает хорошие результаты.

    Если же „отрезать" верхний свет невозможно, попытайтесь его рассеять: попросите ассистента подержать лист картона или покрывало над головой модели. Также можно провести съемку возле какой-нибудь стены: она сыграет роль отражателя и сделает свет мягче. Единственный случай, когда освещение должно быть более контрастным, — это съемка портретов „мужественного" характера, когда вам желателен жесткий светотеневой рисунок.

    Итак, для портретов, снятых с маленького расстояния, идеален рассеянный свет: он позволяет выделить наибольшее количество деталей. Фотографы-портретисты, работающие на улице, обычно избегают солнечных дней с ясным небом, отдавая предпочтение облачным и даже пасмурным. А некоторым вообще нравится снимать во время дождя!

    Шкала Кельвина.
    Цветовой оттенок света — его цветовую температуру — определяют по шкале Кельвина (К), идущей от красного к синему с белым (т.н. дневному свету). И если вам кажется, что фотографам это надо знать только для общего образования, вы сильно ошибаетесь, поскольку определение цветовой температуры по Кельвину нужно для того, чтобы корректировать цветовой оттенок предустановками баланса белого. Хотя, опять же, пользоваться ими нужно не всегда: оставлять автоматический баланс белого следует, например, при съемке закатов, потому что присутствующие в них оттенки — как раз то, ради чего и делается снимок.

    Натюрморты.
    Когда на улице совсем плохая погода, наступает „время для натюрмортов". Соберите несколько предметов, тематически связанных между собой или, наоборот, контрастирующих. Это может быть еда: хлеб, овощи, фрукты, — или посуда, рабочие инструменты, украшения. Найдите подходящее место (очень удобен широкий подоконник), расстелите там кусок ткани или лист бумаги и расположите вещи в художественном беспорядке.

    Подобными экспериментами лучше заниматься дома. И в этом случае вы встанете перед выбором между светом из окна, внешней вспышкой или студийным светом и электричеством. Если выбирать из перечисленного, то дневной свет, конечно, предпочтительнее, так как он наиболее доступен. Но в данном случае может возникнуть необходимость использовать штатив в целях избежания „шевеленки".

    Если использовать в качестве источника света свечи, можно получить потрясающий романтичный портрет. Теплый мягкий полусвет, обволакивающий предметы, точно воспроизводит атмосферу вечера при свечах. Чем больше свечей, тем ярче свет — и тем лучше освещены предметы, рядом с которыми вы их расположите. Однако использовать в такой ситуации ручной баланс белого нужно не всегда: при этом может быть потеряна вся теплая атмосфера кадра.

    К тому же, в условиях помещений, освещенных через окна дневным светом, можно научиться правильно использовать его, так что не пожалейте времени и проведите пробные фотосессии в разных комнатах в разное время суток. Свет, идущий из больших окон, как правило, более мягкий. А из маленьких окошек обычно поступает резкий свет.

    Занимаясь портретной съемкой, попробуйте сфотографировать одного и того же человека в разных с точки зрения освещенности условиях. Или же расположите натюрморт рядом с балконной дверью и наблюдайте за изменениями в освещении по мере того, как будете перемещать предметы.

    Электрическому освещению тоже стоит уделить внимание, в особенности обычным настольным лампочкам. Они имеют желтоватый свет, который нейтрализуется настройкой баланса белого, имеющейся во всех цифровых камерах. Конечно, потолочные люстры редко дают хороший свет, но отвергать их сразу не стоит — попробуйте и оцените результат. А если у вас дома есть несколько настольных ламп, то вы можете создать импровизированную домашнюю студию путем установки их вокруг модели: при должном старании у вас получатся великолепные фотографии.

    Несмотря на „простоту использования", от встроенной вспышки чаще всего толку мало: полученные результаты можно оценить разве что как достаточные для фото „на память". Света она, конечно, дает много, но проблема в том, что вы не можете им манипулировать. Все, что вы можете сделать, это приблизиться или отойти от объекта съемки, но весь свет поступает к нему строго от объектива, что приводит к появлению резких бликов и неприятного блеска кожи. Картинка в целом начинает выглядеть плоско и скучно.

    УЗНАЙ СВОЙ СВЕТ!

    ЖЕСТКИЙ СВЕТ
    Когда: Примерно с 10:30 до 14:30 летом в солнечный безоблачный день
    Положительные свойства: Яркий свет улучшает цвета и позволяет пользоваться маленькими значениями диафрагмы (большая глубина резкости) и высокой скоростью затвора (замораживание движения)
    Отрицательные свойства: Из-за того, что солнце стоит высоко в небе и светит очень ярко, контрастность повышается настолько, что тени становятся очень густыми, и детали в них исчезают
    Подходит: Для спорта, архитектуры, путешествий, пейзажей, съемки текстуры и орнаментов
    Не очень подходит: Для мягких портретов, снимков, сделанных с короткой дистанции, серебристых и белых предметов
    Как с ним работать: Не снимайте, когда солнце у вас за спиной. В этом случае тени вообще не попадут в кадр, и снимок получится плоским и неинтересным. Снимайте против света или так, чтобы он падал сбоку
    Важно: Если вам пришлось проводить при таком освещении портретную съемку, снимайте либо против света, либо так, чтобы он падал сбоку, желательно с отражателем или при использовании заполняющей вспышки для смягчения теней.

    ПРЯМОЙ НАПРАВЛЕННЫЙ СВЕТ
    Когда: Ранним утром или поздним вечером солнечного дня, а также зимой, когда солнце не поднимается высоко в небо
    Положительные свойства: Очень красивый свет, дающий длинные тени, которые заметно украшают кадр, придавая ему глубину резкости. Привносит особое настроение в большинство жанров фотографии, идеально подходит для пейзажей
    Отрицательные свойства: Хотя и не так сильно, как жесткий полуденный, низкий направленный свет все же слишком контрастен для некоторых объектов, например, людей
    Подходит: Для текстур и орнаментов, романтичных портретов, архитектуры, пейзажей, натуралистической фотографии, путешествий
    Не очень подходит: Для парадной фотографии, макросъемки, классических свадебных фотографий
    Как с ним работать: Чем раньше приступить к съемке с утра или чем позже вечером на ней задержаться, тем длиннее будут тени. А чем длиннее тени, тем выразительнее снимок
    Важно: В это время суток ищите такие композиции, где тени формируют весь визуальный эффект.

    НАПРАВЛЕННО-РАССЕЯННЫЙ СВЕТ
    Когда: В солнечный день с легкими облаками на небе
    Положительные свойства: Несмотря на все еще высокий контраст, этот свет дает приятные мягкие тени и отличные цвета. При этом он достаточно ярок для малых значений диафрагмы и коротких выдержек.
    Отрицательные свойства: Практически нет. Этот вид света — один из наиболее благоприятных и симпатичных. Хотя для некоторых объектов, нуждающихся в более резком свете, он не подойдет
    Подходит: Для архитектуры, спорта, текстуры, портретов, натуралистической фотографии, макросъемки, парадных съемок, пейзажей, моды
    Не очень подходит: Исключения редки, в основном подходит для всего.
    Как с ним работать: Этим светом трудно что-либо испортить. Но все-таки он достаточно контрастен, поэтому для портретной съемки вам может понадобиться отражатель
    Важно: Не пропустите момент — идите и снимайте!

    РАССЕЯННЫЙ СВЕТ
    Когда: В солнечный день, когда небо покрыто густыми облаками; в тени деревьев или зданий в солнечный день
    Положительные свойства: Мягкий свет нежного тона. К тому же, дает совсем легкие тени, придающие кадру выразительность
    Отрицательные свойства: Иногда уровень освещенности низок, если съемка ведется на чувствительностях 50-100 ISO. При сильном ветре светотеневая картина быстро меняется от проплывающих облаков, и легко упустить нужный момент
    Подходит: Для портретных, свадебных, парадных фотографий, а также натюрмортной съемки, цветов, белых предметов, макросъемки
    Не очень подходит: Для текстуры, орнаментов, архитектуры, спорта, пейзажей
    Как с ним работать: Этот вид света идеален для портретной съемки. Во-первых, модели не придется щуриться, а во-вторых, под глазами, носом и подбородком не будет густых теней
    Важно: Рассеянный свет может иметь слегка голубоватый оттенок, так что будьте готовы к тому, что вам придется выставить ручной баланс белого или позже скорректировать тон.

    ЗАПОЛНЯЮЩИЙ РАССЕЯННЫЙ СВЕТ
    Когда: В пасмурный день, когда тучи полностью заволакивают небо
    Положительные свойства: Недостаток контрастности означает, что гамму оттенков регулировать легко, и при этом детали не будут потеряны
    Отрицательные свойства: Свет плоский и, следовательно, вообще не дает теней. К тому же, он придает предметам отчетливый голубоватый оттенок. Низкий уровень освещенности не позволяет использовать высокую скорость затвора и маленькие значения диафрагмы
    Подходит: Для съемки с маленького расстояния и детальных снимков
    Не очень подходит: Для свадебных, портретных, пейзажных, спортивных, парадных снимков, а также памятников архитектуры, текстуры и орнаментов
    Как с ним работать: Единственный способ оживить фотографию при таком освещении — использовать яркие цвета. Они, скорее всего, получатся очень насыщенными — особенно в этом поможет использование заполняющей вспышки
    Важно: Снимайте больше, и в конце концов даже этот вид света не будет вам помехой!

    ТЕПЛЫЙ СВЕТ
    Когда: Поздним вечером солнечного дня
    Положительные свойства: Это удивительный свет, погружающий предметы в золотисто-оранжевую атмосферу
    Отрицательные свойства: Уровень освещенности очень низок — используйте достаточно короткие выдержки или штатив, чтобы исключить „шевеленку"
    Подходит: Для большинства объектов
    Не очень подходит: Для объектов, при съемке которых возникает необходимость в длиннофокусном объективе и очень коротких выдержках, — например, спортивных сюжетов
    Как с ним работать: Такой свет длится очень недолго, поэтому во время съемок придется поторопиться, чтобы обогнать заходящее солнце
    Важно: Чтобы увеличить „тепловой" эффект, подкорректируйте снимок в графическом редакторе.

    ХОЛОДНЫЙ СВЕТ

    Когда: После захода солнца
    Положительные свойства: Свет имеет волшебный голубой оттенок, придающий холодный блеск всему, на что он падает
    Отрицательные свойства: Уровень освещенности настолько низок, что чаще всего возникает потребность в штативе. К тому же, синий цвет „забивает" все остальные цвета. Естественный свет, падающий из окон, — мощный инструмент в руках умелого фотографа. Благодаря бликам из окон эта длинная галерея буквально оживает.
    Подходит: Для снимков, где суть не в объекте съемки, а в атмосфере, создающей определенный образ
    Не очень подходит: Для портретных, пейзажных, натуралистических, парадных, свадебных фотографий, а также для съемки спортивных событий, памятников архитектуры, текстуры, орнаментов и макросъемки
    Как с ним работать: Самое главное — найти подходя щее место съемки
    Важно: Сумерки быстро переходят в полную темноту, так что заранее ищите место, где вам не будут мешать искусственные источники света.

    ДОМАШНЕЕ ОСВЕЩЕНИЕ
    Когда: В помещении с неярким светом
    Положительные свойства: Лучше уж так, чем совсем без света или со „вспышкой в лоб"
    Отрицательные свойства: Чаще всего источник света расположен на потолке, и поэтому свет похож на тот, что бывает в полдень: жесткий, контрастный, отбрасывающий тени. Настенные бра создают более выразительный рисунок. Электрические лампы обычно дают оранжевый тон, а лампы дневного света — зеленоватый (все варианты компенсируется балансом белого)
    Подходит: Для жанровых портретов и мини-натюрмортов, если съемка хорошо продумана
    Не подходит: Для всего остального
    Как с ним работать: Настройте свой баланс белого на режим Tungsten или Fluorescent, а если и это не помогает, воспользуйтесь вспышкой в заполняющем режиме
    Важно: По возможности отключайте верхний свет, а вместо него пользуйтесь настольными лампами или бра.


     
    КриськаДата: Среда, 27 Января 2010, 13:08:30 | Сообщение # 2
    Само совершенство
    Сообщений: 9456
    Награды: 88
    Статус: За городом

    Светопись — именно так называли фотографию в начале прошлого века. Слово удивительно меткое и содержит в себе основную идею создания снимка. Фотография создается светом, и именно от него зависит то, какой снимок получится в результате. При съемке пейзажа фактор света становится еще более важным, так как управлять положением и мягкостью излучения единственного осветительного прибора — солнца — фотограф не может. Поэтому на первый план в пейзажной съемке выходит опыт и знания, полученные в результате наблюдения и анализа снимков, сделанных в разное время суток. В зависимости от положения солнца относительно земли направление солнечных лучей и характер света в течение суток постоянно меняются. И если фотограф знает, чего ждать и к чему готовиться в тот или иной час, шансы сделать очень хорошие фотографии стремительно вырастут.

    За час до рассвета

    Для получения эффектных снимков раннего утра вставать и выходить из дома нужно еще до восхода солнца. Приблизительно минут за 30 до того, как солнечный диск покажется из-за горизонта, первые его лучи, отражаясь от атмосферы Земли, начинают освещать пространство. Этот свет поначалу имеет минимальную интенсивность и практически не заметен глазу, но чем ближе момент восхода, тем больше лучей попадает на сцену. Снимать в таких условиях, разумеется, возможно лишь со штатива на очень длинных выдержках — от нескольких десятков секунд до нескольких минут.

    В предрассветные минуты холодные ночные оттенки слегка ослабевают, и общая световая температура повышается. А на востоке, в том месте, где вскоре появится солнце, появляется красивое сияние. Свет в эти мгновения очень мягкий, тени полностью отсутствуют, так как прямых солнечных лучей пока нет, а сцену освещает только отраженный свет. Контраст между освещенными и теневыми участками сцены — минимальный. В этих условиях на снимке хорошо прорабатывается фактура, к примеру, галька и большие камни на морском побережье. Еще один плюс для съемки моря в предрассветные минуты — общая низкая освещенность сцены, которая позволяет выставить длинную выдержку и превратить воду в туман. Такие мистические снимки имеют особое настроение и выглядят довольно эффектно. Выбирать точку съемки для работы в это время суток нужно накануне при хорошем свете. Поскольку найти что-либо интересное в предрассветной мгле будет весьма проблематично.

    Рассвет

    В момент появления солнца из-за горизонта снимать можно два типа сюжетов. Если над горизонтом зависла плотная облачность или стоит дымка, сдерживающая яркость солнца, то можно включать солнечный диск в кадр и снимать рассвет в контровом освещении. Вероятность поймать нежелательный блик при этом близка к нулю. Если же вы смотрите на солнце с напряжением, щурясь, то в такой ситуации, включая солнце в кадр, вы практически гарантированно получите на фотографии блики. Можно попробовать отвернуть камеру в сторону и использовать бленду. Но есть еще один интересный вариант — нужно просто обернуться. Часто бывает, что теплые рассветные лучи очень красиво освещают сцену за спиной фотографа, важно не забывать об этом, чтобы не упустить момент.

    При появлении солнца над горизонтом сцену начинают освещать прямые лучи, при этом появляются красивые длинные тени, создающие объем. А небо, что очень важно, по-прежнему отражает большое количество солнечных лучей, выполняя роль заполняющего источника света (рисующим здесь выступает солнце). Из-за этого контраст между освещенными и теневыми участками сцены не очень большой, и это важное свойство, так как детали на фотографии будут хорошо проработаны как в светах, так и в тенях. По мере увеличения яркости света, разница в освещенности неба и земли будет увеличиваться. Таким образом, чтобы правильно проэкспонировать весь кадр, нужно воспользоваться градиентным фильтром или сделать несколько кадров в режиме брекетинга, для того чтобы потом собрать их в одну фотографию на компьютере во время постобработки.

    Утренние часы

    Показавшись за горизонтом, солнце движется вверх очень быстро, и с каждой минутой яркость света его лучей становится все больше и больше. Первые два часа после восхода дарят фотографу восхитительный свет для съемки пейзажа. Все это время сцена пронизана длинными тенями, создающими объем, ночная синева полностью исчезает и все пространство залито теплыми лучами. Даже если вы проспали сам рассвет, попасть в нужное место в эти самые два часа нужно обязательно. Потому что чем выше поднимается солнце, тем более нейтральной становится цветовая температура, тем глубже тени, тем выше контраст сцены. И в какой-то момент детали в тенях уже заметно проваливаются в черноту, а вместе с этим и вся утренняя атмосфера улетучивается. Опаздывать ни в коем случае нельзя.

    В утренние часы очень важно выбрать правильный угол падения солнечных лучей на сцену. Нужно постараться заставить длинные тени играть на кадр, делая его объемным, и избегать появления в кадре больших затененных областей. Впрочем, если того требует ваша задумка, последним советом можно пренебречь. Когда солнце зависло уже довольно высоко над горизонтом, не стоит пытаться включать его в кадр. Паразитные засветки возникнут неминуемо, и фотографию придется отправить в мусорную корзину.

    День

    В большинстве случаев днем гонку за эффектными кадрами можно отложить и смело идти досыпать те часы, которых не хватило из-за раннего подъема. При ясном небе днем жесткий солнечный свет создает очень сильный контраст между светами и тенями, что полностью уничтожает детали. Цветовая температура днем — нейтральная. Свет просто выполняет свою утилитарную функцию, не добавляя при этом в кадр особого настроения. Все дневные кадры отдают грязноватой синевой, а в воздухе появляется неприятная дымка. Когда солнце находится в зените, тени от объектов сцены практически отсутствуют, вследствие чего фотография получается плоской. Исключением может быть разве что зимнее время, когда солнце даже днем находится довольно низко.

    Несмотря на все вышеприведенные минусы, снимать пейзаж днем при определенных условиях все же можно. К примеру, если днем небо затянуто плотными облаками, характер освещения меняется кардинально. Свет становится рассеянным, контраст сцены сильно сокращается. Это можно использовать при съемке движущейся воды — рек или водопадов, а также для макросъемки. Второй случай, когда выйти днем на улицу все же стоит — сразу после дождя. Грозовые облака действуют как гигантские рассеиватели, снижая жесткость света, при этом после дождя в облачном небе могут наблюдаться разрывы, через которые на землю прорываются пучки солнечных лучей. Подобные моменты, пойманные в кадр, могут сделать фотографию достаточно эффектной.

    Заключение

    В этом материале нерассмотренными остались две интересные темы для пейзажного фотографа — съемка вечером и ночью. Об этом речь пойдет во второй части статьи. Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что как данность следует принять тот факт, что лучшие пейзажные фотографии в первой половине дня могут быть сделаны только ранним утром, поэтому подъем за час или два до восхода солнца для фотографа должен быть правилом. И днем, кстати, спать тоже необязательно. Если вы фотографируете не в диких местах, после утренней сессии можно взять камеру и поехать в ближайший город поснимать архитектуру, ровные линии которой очень часто выгодно смотрятся в высококонтрастном освещении. Самое главное — вы должны знать сильные и слабые стороны того или иного типа света в разное время суток и уметь правильно использовать эти знания для получения эффектных снимков.


     
    КриськаДата: Четверг, 03 Июня 2010, 19:18:32 | Сообщение # 3
    Само совершенство
    Сообщений: 9456
    Награды: 88
    Статус: За городом
    Схемы правильного освещения для фотографов и любителей (PDF2009)

    Свет в фотографии является основным выразительным средством. То насколько фотограф участвует в управлении световым потоком, во многом зависит степень участия автора в создании произведения. Кроме того, изменяя силу, направление и качество света, автор свободен в своих высказываниях относительно объекта съемки, и может трактовать образ модели, не вторгаясь в ее внутренние переживания. Иными словами возможность управления светом позволяет режиссировать внутрикадровое пространство и расставлять авторские акценты при интерпретации образа снимаемого объекта или модели.
    Говоря проще, хотите хорошо фотографировать, данные материалы вам помогут.

    Немного полезной информации о видах света

    Все источники студийного освещения имеют названия в зависимости от того, в каком месте пространства студии они находятся, и какое воздействие они оказывают на снимаемый объект.

    Основной источник – источник рисующего света. Располагается в ближнем секторе перед моделью и выше оси съемочного объектива. Рисующий свет ставит перед собой задачу осветить главное, выявить объём, подчеркнуть фактуру. Никакой другой свет не должен с ним конкурировать, а лишь дополнять. Иными словами рисующий свет – главный. Если источник рисующего света находится ниже оптической оси объектива, тогда его необходимо включить в кадр, либо другой объект имитирующий источник рисующего света. Например, свеча на столе или в руках модели.

    Рисующий свет – одиночный источник света, и имеет ряд недостатков.

    Неосвещённый фон – в силу физических свойств источника освещения, а именно падению светового потока прямо пропорционально квадрату расстояния до объекта, освещения на фоне, как правило, недостаточно
    Контрастный фон – из-за большой разницы в освещении модели и фона
    Частичное освещение – у модели, как правило, освещена только одна половина, обращенная к источнику освещения

    Много времени на установку объекта съёмки – проблемы с тенями на различных частях тела, в том числе на лице, а так же расставление световых акцентов на главном и увод в тень второстепенного
    Монотонность фона – невозможность использовать пространство фона для уравновешивания композиции.
    Тем не менее, одиночный источник света интересен по своему рисунку. Он фактурен, активен, выхватывает модель из пространства широкими яркими мазками.

    Иногда рисунок одиночного источника рисующего света называют «рембрантовским» или «напельбаумовским». В первом случае, отмечая сходство с письмом великого художника, а во втором – вспоминая великого фотографа-портретиста Моисея Напельбаума который на одиночном источнике света построил все свое творчество. Напельбаумовский свет скуден и лаконичен. Выдвигает на передний план своего героя, оставляя его наедине со зрителем.

    Но хоть это и замечательный пример как можно снимать источником света в виде ведроа с вмонтированной лампой 500 вт, не нужно забывать, что Напельбаум большое значение уделял позитивному процессу, в частности ретуши негативов, вплоть до дорисовки элементов фона .

    Нужно всегда помнить, что данный свет насколько красив, настолько и сложен в силу перечисленных недостатков.

    Прежде чем идти дальше, следует запомнить два несложных правила:

    Каждый ниже перечисленный вид света устанавливается отдельно!
    Контроль осуществляется только через видоискатель камеры

    Итак:

    Заполняющий (выравнивающий) свет – равномерное невыразительное бестеневое освещение для смягчения густоты теней на объекте съемки. При установке следует следить за отсутствием дополнительных теней. Не должен стоять сбоку. Освещает всё пространство мягким светом. Обеспечивает только технические характеристики. Не несет никаких самостоятельных художественных задач. Имитирует свет небосвода.

    Моделирующий свет – расположен по оси рисующего света, и находится с противоположной стороны от модели. Светит на модель. «Отрывает» неосвещенную половину модели от фона. Не имеет чёткого рисунка и не конкурирует с рисующим светом. При неправильной установке (например, излишняя яркость) может нарушить всю световую палитру. Если фотограф «не видит» или не понимает моделирующий свет, то от него лучше отказаться. В связи с тем, что свет источника моделирующего света может попасть на переднюю линзу объектива и снизить контраст или вызвать нежелательные блики, он устанавливается в тубусе, либо источник освещения комплектуется защитными шторками.

    Фоновый свет – не освещает модель, а только фон. Одинаково ровно. Придаёт тональный баланс. Белый фон может быть пересвечен на 0.5-1 ступеней. В ч\б фотографии белый фон лучше заменить на пастельные тона. Модель необходимо отодвигать от фона настолько, чтобы ее тень не попала в пространство кадра, и фон был достаточно размыт объективом. Так же возможны световые переходы от темного к светлому при использовании одиночного источника освещения направленного вдоль фона.

    Контровый свет – скользящий свет в сторону объектива. Располагается в дальнем секторе за моделью. Выявляет фактуру. Создает блики. Также имеет свойство приводить цвета к монохромной гамме.

    Контражурный свет – отдельный источник света за моделью на оптической оси объектива. Светит на модель, вырисовывая светлый абрис по контуру модели. Подчёркивает объём и контуры. Графичен. Коварен. Выявляя все мельчайшие анатомические подробности как волосинки на коже, мелкие прыщики и т.д. Прорисовывает все детали. Может случайно «раздеть» модель. При съемке необходимо внимательно просмотреть весь абрис сантиметр за сантиметром. Не использовать вместе с каким либо другим светом. Экспозиция замеряется по освещенной части модели.
    Так же используются различные подсветки для локальных световых, либо цветовых акцентов.
    При начале работы с моделью рекомендуется ставить мягкое, ровное освещение, постепенно уводя его в более смелые решения.

    При отсутствии дополнительных осветителей моделирующий и заполняющий света могут создаваться различными отражателями, которые отражают на объект энергию рисующего света.

    Отдельно нужно сказать о свете из окна. Это красивый по своему рисунку, пластичный, можно сказать «обволакивающий» свет. Его всегда много, он в экспозиции, но им нельзя управлять. Мы сами должны поместить модель в освещенное пространство и расположить ее относительно светового потока. Тени возможно смягчить различными отражателями. При съёмке на цвет необходимо учитывать цвета окружающих предметов. При ответственной съёмке лучше открыть окна, т.к. стекло может дать нежелательный тон.

    Кроме этого свет из окна обладает двумя очень интересными свойствами. Первое это постоянность экспозиции по всему пространству хода света, т.е. достаточное освещение объектов по всей глубине кадра, второе – параллельность световых лучей, что прочитывается на подсознании и вызывает совершенно особое восприятие фотографии у зрителя. Недаром производятся насадки на импульсный свет для создания параллельности исходящего потока.
    Качество света.

    Здесь мы подошли к качественным показателям источников освещения и управлению качеством света в студии.

    Свойства источника освещения, которые влияют на эмоциональное восприятие фотографии это яркость и такие пары как контрастность-мягкость и жесткость-рассеянность.

    Если с яркостью все более-менее понятно, это прежде всего расставление световых акцентов, то на остальных свойствах стоит остановиться подробнее.

    Жесткость-рассеянность. Свет выходящий из источника освещения имеет определенное направление. Освещая модель, он вырисовывает четкие границы светотени, выявляет фактуры, рисует объем. Но не всегда необходим, а иногда и нежелателен столь активный световой рисунок. Для смягчения этого эффекта применяются различные диффузоры, которые работают либо на отражение, либо на просвет. Они выполнены в виде фотографических зонтов, софт-боксов, а также могут использоваться различные отражающие поверхности от стен в студии до небльших складных отражателей. Свет, пройдя сквозь них, либо отразившись от поверхности уже не имеет столь выраженного направления, к тому же источник освещения перестает быть точечным и свет на модель приходит широким световым потоком. Граница светотени и фактуры объекта смягчаются, а то и исчезают совсем.

    Контрастность-мягкость. Контрастом называется разница в освещении различных частей снимаемого объекта. Если говорить о студии, то там свет обладает повышенным контрастом в связи с весьма быстрым уменьшением мощности светового потока при удалении от источника освещения. Для примера удаление от источника в два раза грозит потерей силы света в четыре раза, а при удалении в три раза, света уже попадает на объект в девять раз меньше. На практике это проявляется в таком освещении модели, когда необходимая экспозиция на разных ее частях выходит за пределы экспозиционной широты фотоматериала. Иными словами сложно осветить модель полностью равномерно. В каких случаях это может произойти? Например, источник света в полуметре над моделью стоящей в полный рост. Если до ее верха 50 см, то до низа 2 метра, а то и больше. Иными словами разница в расстояниях 4 раза дает потерю освещения на ногах в 16 раз меньше. Это недопустимо. Контраст слишком высок. Но если мы тот же источник отнесем под потолок спортзала метров на 10-15, то разница в освещении модели будет достаточно мала. Контраст становится небольшим. Таким образом, мы выяснили, что контраст регулируется отнесением источника освещения от модели, либо приближением к ней, а не софт-боксом как приходится иногда слышать. Наоборот, можно снять весьма контрастно, расположив модель в непосредственной близости к софт боксу. Вплоть до провала в тень противоположной от осветителя стороны даже на таком относительно небольшом объекте как лицо портретируемого. Контрастом управляют, только приближая либо удаляя источник света от модели, что предъявляет требования к размеру студии и мощности осветителя.

    Осветители.

    В основном используется два основных вида осветителей. Импульсные вспышки и галогеновые осветители.
    Импульсные вспышки просты в эксплуатации, мобильны, имеют достаточно мощный световой поток для съемки при коротких выдержках для остановки движения. Стабильны, когда необходимо повторить результат. Цветовая температура соответствует пленке для дневного света. Могут иметь лампы пилотного света для предварительной оценки светового рисунка.

    Из недостатков можно отметить невозможность творческого использования диафрагмы, которая, как правило имеет большие рабочие значения, не позволяющие размыть фон, и невозможность точно оценить световой рисунок. Хороши при коммерческом использовании при необходимости получения стабильного качественного результата. Для замера экспозиции необходим флешметр.

    Галогеновые осветители в качестве источника света имеют лампы накаливания. Относительно небольшой световой поток, высокое энергопотребление, высокая теплоотдача. Цветовая температура соответствует пленке для искусственного освещения. При съемке на пленку для дневного освещения необходимо использовать конверсионные фильтры 80А или 80В. Позволяют видеть световой рисунок на объекте, работать творчески с диафрагмой. Выдержки съемки, как правило достаточно длинные. Возможно использование для съемки натюрмортов, в творческой фотографии, а так же в качестве бюджетного варианта.

    В последнее время появились осветители для цифровых студий. Осветители, которые в качестве источника света используют лампы дневного света. Имеют свойства галогеновых осветителей, цветовая температура подстраивается установкой баланса белого на цифровой камере, либо конструктивными конверсионными фильтрами на источнике.

    При организации домашней цифровой студии возможны любые источники света, даже настольные лампы. Иными словами ничто не должно ограничивать в творчестве.
    Экспонометрия.

    Экспозиция в студии измеряется только внешним экспонометром по падающему свету, либо флешметром при использовании импульсных источников. Камера должна стоять в ручном режиме. Экспозиция каждый раз измеряется заново при изменении источников освещения в пространстве, либо объекта съемки. Цифровая камера позволяет измерить экспозицию и оценить светотональный рисунок методом проб на ЖК экране. Это несомненно удобно и позволяет отказаться от экспонометра .

    Данная статья не претендует на всеобъемлющее руководство, а служит лишь для первого знакомства по работе со студийным светом.

    Теперь о самом руководстве (схемах):

    Формат: PDF
    Размер файла: 12.73 МB
    Страниц: 126

    ВНИМАНИЕ! Представлен результат съемки + схематическое изображение постановки освещения.



     
    КриськаДата: Четверг, 07 Апреля 2011, 13:42:40 | Сообщение # 4
    Само совершенство
    Сообщений: 9456
    Награды: 88
    Статус: За городом









    Вся статья тут


     
    Леди Сити » Леди и фото » Леди с фотоаппаратом » Свет для фотосъёмки
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    Copyright LadyCity © 2024 Перепечатка без письменного разрешения администрации запрещена.